Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Создание технических инновацийСоздание технических инноваций
Создание НЕтехнических инновацийСоздание НЕтехнических инноваций
X
Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Создание технических инновацийСоздание технических инноваций
Создание НЕтехнических инновацийСоздание НЕтехнических инноваций
X
Возможны различные классификации технических решений по разным основаниям.
Например, одна из самых очевидных классификаций - по отраслям деятельности человека…
Г.С. Альтшуллер ввёл пятиуровневую классификацию изобретений по их качественному уровню – вот как это лаконично описано в одной из последних книг автора:
«Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.
Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных.
Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение.
Четвёртый уровень: найдены новая задача и новое решение.
Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 36.
«Количественно задачи разных уровней отличаются числом проб и ошибок, необходимых для отыскания решения. Но почему одна задача требует 100 проб, а другая в 1000 раз больше? В чём качественная разница между ними? Сравнительный анализ задач позволяет ответить на этот вопрос.
На первом уровне задача и средства её решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела отрасли). На втором уровне - в пределах одной отрасли (машиностроительная задача решается способом, уже известным в машиностроении, но в другой его области). На третьем уровне - в пределах одной науки (механическая задача решается механически). На четвёртом уровне - за пределами науки «задачедательницы» (например, механическая задача решается химически). На высших подуровнях пятого уровня - вообще за пределами современной науки (поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу).
Когда задача возникает, её пытаются решить сначала на первом уровне, затем на втором и т. д. Изобретатель, приступающий к решению задачи четвертого уровня, с точки зрения психологов, начинает с первой попытки. На самом деле он начинает с N-й попытки, причём N - весьма большое число».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 44.
«Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях приходится работать методами, соответствующими низшим уровням».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 37.
Замечу, что эта классификация уровней изобретений Г.С. Альтшуллера неоднократно использовалась различными авторами для классификации творческих решений в различных областях – и не обязательно в технике…
Методика оценки методик по И.Л. Викентьеву.
Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube
Видео-иллюстрация отсутствия учёта различных качественных уровней решений: